ХИРУРГИЧЕСКАЯ ОБЛИТЕРАЦИЯ БИОКЕРАМИКОЙ ЛОБНЫХ ПАЗУХ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ И ХРОНИЧЕСКИХ РЕЦИДИВИРУЮЩИХ ФРОНТИТАХ

ХИРУРГИЧЕСКАЯ ОБЛИТЕРАЦИЯ БИОКЕРАМИКОЙ ЛОБНЫХ ПАЗУХ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ И ХРОНИЧЕСКИХ РЕЦИДИВИРУЮЩИХ ФРОНТИТАХ

Р. М. НИКОЛАЕВ

Еще в начале двадцатого столетия на основании экспериментального и клинического опыта видные ученые пришли к заключению, что наиболее радикальным методом хирургического лечения фронтитов является облитерация лобных пазух. Но это хирургическое мероприятие не получило признания среди ринохирургов из-за часто возникающих нагноений в послеоперационном периоде в связи с отсутствием эффективных средств подавления роста гноеродных бактерий.

В последние два-три десятилетия эти методы получили распространение за рубежом и в нашей стране. Это стало возможным благодаря появлению мощных антибактериальных средств. Для облитерации пазух использовалась жировая и мышечная ткани, губчатая кость, аллобрефоткань, костно-хрящевые трансплантаты. Конечно, аутоткани являются наиболее полноценным материалом. Однако забор их всегда сопровождается дополнительной хирургической травмой, что далеко не безразлично как для самого организма, так и для успешного исхода операции.

Но ауто-алло-ксенотрансплантаты в последние годы вытесняются новыми имплантатами, в основе которых лежат инертные искусственные костные материалы на базе фосфатов кальция. Было установлено, что неорганическая часть костной ткани состоит в основном из гидроксиапатита кальция с молярным соотношением Са/Р = 1,67.

Полученный химическим способом гидроксиапатит (ГА) по своим физико-химическим свойствам имеет тот же состав, что и кость, и обладает уникальным качеством — идеальной биологической совместимостью. В костных полостях он ускоряет регенерацию костной ткани и препятствует развитию деструктивных процессов в кости.

В качестве индуктора костеобразовательных процессов, способствующих построению регенерата без образования при этом фиброзной ткани, мы использовали для облитерации лобных пазух ГА и несколько модифицированный губчатой природы остеоп-ластический препарат колапол (КП-3), представляющий собой смесь коллагеновой губки с ГА.

Под нашим наблюдением находилось 50 больных в возрасте от 21 до 60 лет (38 мужчин и 12 женщин) с хроническим гной-но-полипозным рецидивирующим фронтитом и травматическими повреждениями лобных пазух. Неэффективность предпринятых ранее мер консервативного или хирургического лечения продиктовала необходимость применения облитерирующей операции как единственной меры излечения и сохранения косметического результата.

Операции проведены под наркозом. Мягкие ткани рассекали радиоскальпелем по брови или по середине лба вдоль складки кожи до надкостницы, затем после разреза надкостницы и ее разведения вскрывали пазуху, широко удаляя ее переднюю стенку, чтобы обеспечить хороший доступ ко всем отделам пазухи и их обозримость. Слизистую оболочку из пазухи тщательно выскабливали и удаляли со всем патологическим содержимым. Особое внимание обращали на узкие места по краям пазухи, из которых микроложкой удаляли остатки слизистой оболочки. Затем вскрывали и удаляли клетки решетчатой пазухи, производя их кюретаж. После туалета с перекисью водорода и ультразвуковой обработки полости с диоксидином лобно-носовое соустье закрывали пластинами колапола, смоченными физиологическим раствором, а пазуху засыпали гранулами (1 мм) ГА до 2/3 объема. Порошок смачивали кровью или физиологическим раствором до консистенции пасты. Под костные края пазухи укладывали пластины колапола, прикрывая ими весь костный дефект. Затем поднадкостнично укладывали смоделированный по трафарету имплантат из металлокерамики. Над имплантатом ушивали послойно надкостницу, мягкие ткани и кожу. В наружный угол раны вводили дренажную трубку или резиновую полоску для обеспечения достаточного оттока раневого содержимого.

В течение недели больные получали антибиотики и противо-отечные средства.

В течение 3—5 дней выделялась серозно-сукровичная жидкость. Отек мягких тканей в области вмешательства был умеренным, не больше отека, наблюдаемого после обычных операций.

В результате наблюдения до 3 лет не выявлено каких-либо отклонений от нормального течения репаративного процесса.

Первый опыт клинического применения ГА и КП-3 для облитерации пазух дал положительные результаты, что обусловлено главным образом наличием у них остеоинтегративных свойств и инициации построения костной ткани.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Клинические случаи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.